пятница, 17 ноября 2017 г.

Приобщение детей к народным традициям Кубани


В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных, культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах.

            Проблема приобщения детей дошкольного возраста к кубанской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника, обсуждалось соответствующее содержание, условия, методы ознакомления дошкольников с народными традициями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, этического, трудового, семейного воспитания.
            Каким же образом общественное воспитание, один из важнейших процессов общественной жизни, посредством которого новые поколения связываются общей духовной жизнью с поколениями отживающими, может отказаться от народности? Неужели, воспитывая в человеке будущего члена общества, оно оставит без развития именно ту сторону его характера, которая связывает его с обществом?
            Давайте постараемся разобраться, что такое народные традиции, что можно к ним отнести.
            Слово "традиция" (от лат. traditio - передача) означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.
            Кубанские народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного  долга.
            К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры, устное народное творчество.
            Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании быть сильным, ловким, выносливым, быстрым, красиво двигаться, отличаться смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, находчивостью, волей и стремлением к победе. Игра всегда была естественным спутником ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой.
            В детских играх сохранились отголоски древней старины, реалии ушедшего быта. Например, разнообразные игры в прятки - отражение старинных приемов воспитания детей, когда существовали своеобразные школы подготовки к боям, охоте. В кубанских народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.
            Дети любят веселые считалки, жеребьевки, сопровождающие игры. Иногда считалки состоят из бессмысленных слов и созвучий. Бессмысленность их объясняется тем, что они перешли из взрослого фольклора - старшее поколение пользовалось "тайным счетом" вследствие существовавших запретов считать убитую дичь, куриные яйца, гусей во время перелета из-за опасения неудач в охоте и домашнем хозяйстве. Но взрослые забыли о загадочном счете, а дети продолжают до настоящего времени пользоваться им в считалках.
            Глубокая народная мудрость, оттачиваясь веками, сконцентрировалась в произведениях кубанского фольклора. Эта область устного народного творчества представляет собой одно из важнейших средств народной педагогики.
            Слово, соединенное с музыкой и движением обладало еще большей силой. Поэтому огромную роль в кубанских традициях играли песня, музыкальный инструмент, ритмические пляски, притоптывания.
            Обрядовые песни описывали благополучие, довольство, изобилие, а сопровождавшие их действия изображали желаемое, чтобы обеспечить его в реальной жизни.
            С первых дней жизни ребенок оказывался во власти слова и музыки. Колыбельные песни, потешки, пестушки настраивали его на гармоничный музыкально-поэтический лад.
            Подрастая, дети погружались в мир народных песен, сказок, былин.
            Ни в одном другом жанре фольклора народная жизнь не отражена так широко и многогранно, как в пословицах и поговорках. Их можно назвать энциклопедией народной жизни. Они не велики по объему, но очень ёмки по смыслу. В определённом смысле это историческая память народа, в них живут воспоминания и многих событиях и фактах истории кубанского народа. Пословицы и поговорки пронизаны чувством глубочайшей любви и преданности Родине. Большая их часть обращена к нравственной сути человека: добру и злу, правде и жалости, состраданию. В народных изречениях заключена целая программа воспитания детей, решающая задачи умственного, нравственного, эстетического, физического, трудового, семейного воспитания.
            Загадки - это замысловатое краткое, поэтическое, образное описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека, равно как и с целью раскрыть ему глаза на красоту и богатство окружающего мира.
            Отсюда вытекают две основные функции загадки: во-первых она развивает в человеке догадливость, сметливость, сообразительность, а во-вторых, открывает поэтическую сторону в самых, казалось бы, прозаических вещах, предметах и явлениях.
         Основу всей традиционной культуры казаков составляют обряды. Обряд - это традиционный порядок совершения каких-либо действий – встреч Нового года, свадьба и т.д. Обрядность сплачивает людей. Составляет единый и нерушимый уклад жизни.
            Песни, игры, загадки объединялись в народных праздниках.
            Каждый народный праздник на Кубани сопровождался обрядами и песнями. Большая часть их возникла еще во времена язычества, и сохранялись они в виде увеселений, обычаев. Языческие праздники содействовали сплочению людей, соединяли поколения. Через обряды передавался значительный объем знаний о мире: о причинных зависимостях, о свойствах народных явлений и др. Многие языческие праздники, обряды были восприняты церковью и переплелись с событиями, отмечаемыми ею, например, Святки, праздник Ивана Купалы.
            Обычно праздничный день начинался с торжественной службы в церкви, а продолжался на улице, в поле, на лужайках. Под музыку свирелей, балалаек, гармоней водили хороводы, пели. плясали, затевали игры. Кроме уже названных, большой любовью в народе пользовались следующие праздники: Пасха, Рождество, Новый год, Масленица. У детей не было каких-то особых детских праздников, но они чувствовали общую праздничную атмосферу и веселились вместе со всеми.
            Наиболее торжественным, ярким и, пожалуй, самым древним из годовых праздников были Святки. Христианская церковь приурочила к ним три больших праздника: Рождество - начало Святок, Новый год и Крещение, завершающее их.
            7 января - Рождество Господа Иисуса Христа. Наши предки верили, что в праздник Рождества Христова, важнейший и радостнейший церковный день, подобно тому как и в другие важнейшие праздники, играет солнце. В большинстве стран мира Рождество начинают праздновать вечером и продолжают целых два дня. Вековая традиция превратила этот праздник в апофеоз семейного тепла, умиротворения, домашнего очага, в праздник семьи. Накануне Рождества в ряде мест Кубани принято жечь костры, что связывалось с представлениями о возрождении солнца, о начале нового солнечного года.
            Вечер накануне Рождества назывался Сочельником. Большое значение в рождественский сочельник придавалось ужину. Хату тщательно убирали, стол накрывали чистой скатертью, ели в строгом, торжественном молчании, а потом начиналось святочное веселье.
            В эти праздники было принято дарить родным и близким подарки. Год начинался обрядом колядования. Коляда - это заклинательная песня, исполнявшаяся во время зимнего возрождения солнца. Колядкой величали семью, желали ей богатств и благополучия, требовали награду за эти пожелания. Колядующие получали что-либо из съестного:  в частности просили фигурное печенье, изображающее домашних животных, чтобы в хозяйстве водилось. Подобные обходы домов в течение Святок проводились трижды: в Рождественский сочельник, под Новый год и накануне Крещения. Каждая семья ожидала колядовщиков, приготавливала для них угощение и с неподдельным удовольствием выслушивала колядки.
            По улицам во время Святок ходили ряженые, на посиделках водились хороводы, звучали веселые озорные песни, загадывались загадки. Загадывание загадок, по мнению специалистов, когда-то носило языческий, магический характер. Исконный смысл такого действия постепенно  забылся, но традиция сохранила и сам тип песен-загадок, и древнейшую форму их исполнения: двумя группами девушек в виде своеобразного диалога.
            Принято было во время Святок гадать. В Новый год по первому дню года старались узнать о характере следующих дней и месяцев, об урожае, о судьбе своей и близких в этом году. Святочные традиции нашли отражение в произведениях писателей и поэтов.
В честь 80-летия образования Краснодарского края в нашем учреждении были проведены различные мероприятия: тематические родительские собрания, выставка «Дары Кубани», выставка «Предметы Кубанского быта», общий праздник с участием воспитанников, их родителей и сотрудников детского сада.
В преддверии юбилея сотрудники детского сада приняли решение о создании мини-музея «На Кубани мы живем». В нем представлены экспонаты, которые помогают представить условия, в которых жили наши предки. Некоторые специально привезены их станиц и хуторов. Дети любят приходить сюда на экскурсии, беседы, посиделки.
            Ценность народных кубанских и казачьих традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Поэтому наша главная задача  состоит в том, чтобы их соблюдать, беречь  и  передавать молодому поколению.

Список использованной литературы:
1.     Ждановский А.М. По страницам истории Кубани. Краснодар 1993.
2.     Зверева О.Л. Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ. М., 2006.

1 комментарий:

  1. Ольга Николаевна, спасибо за интересную статью! Кое-что взяла для использования в своей работе!

    ОтветитьУдалить